Уже на стадии проектирования системы кондиционирования воздуха ответственного объекта (командные пункты, серверные, студии звукозаписи, помещения с большим количеством людей и оборудования) можно избежать всех проблем, связанных с низкими температурами наружного воздуха. Достаточно применить для охлаждения конденсатора систему с гидравлической развязкой: дополнительный контур с незамерзающей жидкостью, наружный теплообменник типа воздух/антифриз, насосная станция и холодильная машина с конденсатором жидкостного охлаждения.
Международный опыт проектирования и эксплуатации таких систем достаточно велик, чтобы можно было гарантированно применить их для круглогодичного кондиционирования воздуха в любом суровом климате. Более того, все ведущие фирмы – производители систем кондиционирования имеют в своих производственных программах необходимое оборудование и инженерное обеспечение. Однако системы кондиционирования с воздушным охлаждением конденсатора много проще, дешевле и экономичнее в эксплуатации. К сожалению, круглогодичное использование их в районах с континентальным климатом, суровыми зимами затруднено рядом порой неразрешимых проблем.
Проблемы, требующие внимания
При использовании системы кондиционирования воздуха в режиме
охлаждения в зимнее время мы встречаемся с проблемами пуска компрессора,
сохранения работоспособности работающей системы и обеспечения дренажа.
При использовании системы кондиционирования воздуха в режиме
отопления, кроме указанных проблем, прежде всего, следует рассмотреть
экономический аспект, целесообразность использования кондиционера в этом
режиме, а также проблему оттаивания наружного теплообменника.
Температура, °С | -30 | -20 | -10 | 0 | +10 | +20 | +30 | Давление, Р*10-5 Па | 1,641 | 2,456 | 3,552 | 4,983 | 6,811 | 9,097 | 11,908 |
|
Основная проблема при эксплуатации кондиционера в режиме охлаждения
Главная проблема, возникающая при низких температурах наружного
воздуха, заключается в циркуляции жидкого хладагента. Движение жидкого
холодильного агента из конденсатора в испаритель холодильной машины происходит
естественным путем под действием разности давлений: давления конденсации
(высокое давление) и давления кипения (низкое давление). Давление кипения
зависит от температуры кипения, которое определяется конкретными условиями
применения холодильной машины. Для кондиционеров температура кипения обычно
находится вблизи или выше 0 °С, т. к. при отрицательных температурах неизбежно
вымораживание на поверхности испарителя атмосферной влаги, и возникают
связанные с этим проблемы оттаивания.
В таблице приведены значения абсолютного давления насыщенных паров
хладона R22 [1]. Аналогичные зависимости характерны для всех хладагентов.
Давление конденсации зависит от многих факторов:
– количества и температуры паров хладагента, поступающих в
конденсатор из компрессора;
– размеров, конструкции и состояния поверхности конденсатора,
степени его заполнения жидким хладагентом, наличия в конденсаторе
неконденсируемых газов;
– параметров наружного воздуха, скорости и направления ветра,
наличия атмосферных осадков;
– интенсивности работы вентилятора конденсатора, скорости движения
воздуха.
Температура конденсации хладагента всегда выше температуры
наружного воздуха. При высоких температурах наружного воздуха давление
конденсации высоко и чем выше оно, тем менее экономичен процесс
кондиционирования.
Труднейшая задача создания кондиционеров, способных работать в
районах с жарким климатом при температурах наружного воздуха свыше 40 °С, была
успешно решена применением высокоэффективных конденсаторов и вентиляторов.
Разность между температурой наружного воздуха и температурой конденсации
доведена до экономически обоснованного минимума. Именно такие кондиционеры
применяем и мы – как на юге страны, так и в районах с суровыми зимами.
Однако при отрицательных температурах наружного воздуха давление
конденсации становится ниже давления кипения и нормальный процесс циркуляции
хлад-агента нарушается. Как правило, фирмы-изготовители указывают предельно допустимую
температуру наружного воздуха –5 °С.
Самые последние разработки фирм – изготовителей кондиционеров для
стран с холодным климатом позволили расширить температурный диапазон работы в
режиме охлаждения до –15 °С [2, 3]. Это удалось сделать за счет применения
компрессоров с плавным регулированием производительности (инверторный привод) и
многоскоростных вентиляторов конденсатора. К сожалению, нам требуются более
«морозоустойчивые» кондиционеры.
Способы регулирования давления конденсации
1. Изменение частоты вращения вентилятора [4–7].
Известно, что коэффициент теплоотдачи в спокойном воздухе равен
4–5 Вт/(м2 • К), а при интенсивном обдуве воздухом теплопередающих поверхностей
он может достигать 30–40 Вт/(м2 • К), то есть быть на порядок выше. Именно это обстоятельство
используют для регулирования давления конденсации: если давление конденсации
падает ниже оптимального значения из-за низкой температуры наружного воздуха,
следует уменьшить эффективность теплопередачи, уменьшить скорость обдува
конденсатора наружным воздухом, снизив частоту вращения вентилятора.
Управление частотой вращения вентилятора осуществляют с помощью
специальных контроллеров, которые преобразуют показания датчика давления
конденсации в сигнал управления. Поскольку давление конденсации связано с
температурой конденсации, то датчиком может служить и температурный датчик.
Правда, возникают трудности выбора места для его размещения. Рекомендации по
установке датчиков и контроллера приводятся в соответствующих инструкциях.
Способ широко применяется на практике.
2. Изменение степени заполнения конденсатора жидким хладагентом
[8–10].
Снизить интенсивность теплопередачи в конденсаторе можно сократив
его эффективную поверхность, например, увеличив количество жидкого хладагента в
нем. Для реализации способа необходимо внести конструктивные изменения в
наружный блок: установить ресивер или заменить имеющийся на ресивер большей
емкости, установить на жидкостной линии регулятор давления «до себя» между
конденсатором и ресивером, а также оснастить, в некоторых случаях, холодильную
машину другими приборами автоматики и линией перепуска паров хладагента.
При снижении давления конденсации ниже установленного значения
регулятор давления ограничивает поступление жидкого хладагента из конденсатора
в испаритель, в результате чего конденсатор постепенно заполняется жидким
хладагентом и часть теплообменной поверхности исключается из процесса
теплопередачи.
При высоком давлении конденсации регулятор полностью открыт,
практически весь запас жидкого хладагента размещается в ресивере. Очень важно
правильно рассчитать требуемое количество хладагента, достаточное и безопасное
для работы холодильной машины в летнее и в зимнее время.
Для реализации способа ведущие фирмы-производители разработали
приборы автоматики и инструкции по применению, способ успешно используется в
торгово-холодильном оборудовании, но в бытовых кондиционерах пока не получил
широкого применения.
3. Изменение степени заполнения конденсатора неконденсируемыми
газами [11].
В руководствах по эксплуатации холодильных машин большое внимание
уделено неконденсируемым газам, которые могли остаться в системе при монтаже,
выделяться в процессе эксплуатации с внутренних поверхностей системы или
проникнуть в нее через неплотности линии низкого давления, если машина
работала, хотя бы кратковременно, под вакуумом. Инструкции предписывают
процедуру диагностики и удаления этих газов, как правило, продувкой
хладагентом. Делать это необходимо, поскольку неконденсируемые газы
накапливаются в верхней части конденсатора, постепенно снижая экономичность
работы и эффективность теплопередачи.
Один из способов регулирования давления в конденсаторе заключается
в принудительном вводе в конденсатор такого количества неконденсируемого газа
(азота, гелия или др.), которое было бы достаточно для нормальной циркуляции
жидкого хладагента. Система автоматики должна обеспечить удаление
неконденсируемых газов из конденсатора в летнее время и ввод его в конденсатор
при низких температурах наружного воздуха.
Наиболее распространенным способом регулирования давления
конденсации в зимнее время в нашей стране в кондиционерах небольшой
производительности является первый из перечисленных способов. Его реализация
осуществляется с помощью электронных пропорциональных регуляторов скорости
вентиляторов, которые выпускаются многими фирмами для различных применений. Это
сложная современная техника, и грамотное применение ее требует профессиональных
знаний и навыков. Именно поэтому крупные московские фирмы сами осуществляют
предпродажную установку и настройку низкотемпературных комплектов.
Электронный контроллер является лишь одним элементом
низкотемпературного комплекта, состав и особенности применения которого
определяет фирма-разработчик.
Сегодня технология обеспечения работоспособности кондиционеров в
зимних условиях является, в определенном смысле, закрытой. Фирмы не готовы
раскрыть ее в деталях. И тому есть объективные причины. Ассортимент
кондиционеров очень разнообразен: сплиты и мульти-сплиты, инверторы и
традиционные модели, только охлаждение и теплонасосное исполнение, различные
хладагенты – одно- и многокомпонентные составы, различные смазочные масла,
капиллярная трубка или терморегулирующий вентиль, размеры конденсатора,
параметры питающей электросети и их стабильность, компоновка и аэродинамика
наружного блока, наличие вспомогательных аппаратов (ресиверы, теплообменники),
типы и число вентиляторов и т. д.
Кроме того, важны условия экс-плуатации, например, насколько
фактическая нагрузка отличается от номинальной, как сильно влияет ветер на температурный
режим наружного блока, имеются ли в конденсаторе и в каком количестве
неконденсируемые газы, каково фактическое количество хладагента в системе.
И для каждой модели требуется основательная и всесторонняя
проверка. Опыт показал, что далеко не все модели могут быть оснащены
низкотемпературными комплектами. И не все модели, оснащенные низкотемпературным
комплектом, способны надежно и экономично работать при температурах ниже –20
°С. Специалисты убедились: чем проще и бесхитростнее кондиционер, тем легче
адаптировать его к зимним условиям, и наоборот, высокоинтеллектуальные системы
не допускают насилия, и в русскую зиму им приходится плохо.
Холодный запуск компрессора
Запуск любого механизма зимой при вводе в эксплуатацию или после
остановки на морозе на не-сколько часов приводит к повышенному износу и
повышенным пусковым моментам. Холодный запуск холодильного компрессора особенно
нежелателен.
Как известно, многие хладагенты обладают ограниченной
растворимостью в смазочных маслах в зависимости от температуры. Например, при
низких температурах в маслофреоновом растворе R22 + масло ХФ–22С
фаза, богатая маслом, находится вверху, а обогащенная фреоном – внизу [12].
Понятно, что в переохлажденном компрессоре смазка рабочих поверхностей
неудовлетворительна.
Вторым важным обстоятельством является температурная зависимость
вязкости маслофреонового раствора [12]: коэффициент кинематической вязкости 75
% раствора R22 + масло ХФ–22–24 возрастает с 6 • 10–4 м2/с при 30 °С до 28 •
10–4 м2/с при –20 °С, то есть почти в 5 раз (!). Конечно, это приводит
к повышенным пусковым моментам.
Здесь уместно отметить, что инверторные компрессоры, которые
пришли на смену обычным компрессорам типа вкл./выкл., обладают низким пусковым
моментом. Их запуск в холодном состоянии особенно проблематичен.
К счастью, избежать холодного запуска компрессора не трудно и
недорого: компрессор, как правило, закрыт теплоизолирующим кожухом и снабжен
встроенным электрообогревателем картера. Если же этого нет, то установить
обогреватель картера мощностью в несколько десятков ватт можно при монтаже.
Бандажные электрообогреватели картера иногда снабжают термореле, иногда
включают в сеть через нормально замкнутый вспомогательный контакт магнитного
пускателя компрессора. Труднее оснастить компрессор бандажным обогревателем,
если питание к кондиционеру подводится к внутреннему блоку: приходится
прокладывать дополнительный трехжильный кабель.
Следуя инструкции, необходимо включать компрессор после длительной
стоянки или при вводе в эксплуатацию не ранее, чем через 6–12 ч после
подключения кондиционера к сети.
Опыт показывает, что проблема запуска компрессора в зимнее время
является определяющей: если компрессор запускается, то все остальные проблемы
решаются сравнительно легко.
Особенности процесса дросселирования при низких температурах
Как правило, кондиционеры оснащены либо капиллярной трубкой, либо
терморегулирующим вентилем с внутренним или с внешним уравниванием.
Капиллярная трубка представляет собой действительно простую
капиллярную трубку, внутренний диаметр и длина которой подбирается на заводе
персонально для каждой модели кондиционера, причем, для высокотемпературного
режима работы.
Расход хладагента через капиллярную трубку зависит от разности
давлений конденсации и кипения, от температуры жидкого хладагента на входе в
капиллярную трубку, от свойств хладагента. Важно помнить, что при
дросселировании происходит парообразование, и относительное паросодержание в
конце дросселирования зависит от температуры переохлаждения.
Обратимся к цифрам. Плотность жидкого хладагента R22 при температуре 30
°С равна 1,17 кг/л, а при –30 °С равна 1,38 кг/л; разница превышает 17 %.
Но гораздо большее значение имеет величина относительного
паросодержания в конце дросселирования: оно изменяется в зависимости от температуры
переохлаждения от 0,15 (температура переохлаждения 25 °С) до 0 (температура
переохлаждения равна или ниже температуры кипения).
В первом случае (обычный режим) удельный объем R22 на выходе из
капиллярной трубки приблизительно равен 8 л/кг, во втором случае (работа при
низких температурах наружного воздуха, –30 °С) он равен только 0,72 л/кг, то
есть разница в 11 раз! Пропускная способность капиллярной трубки меняется очень
сильно, и это обстоятельство отрицательно сказывается как на пуске холодильной машины,
так и на ее работе.
Все сказанное относится и к терморегулирующим вентилям. Иногда
ошибочно считают, что назначение терморегулирующего вентиля (ТРВ) соответствует
его названию. На самом деле, назначение ТРВ заключается в регулировании
заполнения испарителя жидким хладагентом по величине перегрева паров на выходе
из испарителя. Пропускная способность ТРВ также зависит от температуры
переохлаждения, и характеристики его работы в этих условиях резко отличаются от
расчетных.
Таким образом, особенности процесса дросселирования
переохлажденного жидкого хладагента могут негативно сказаться как на пуске, так
и на работе холодильной машины. Однако способы борьбы с этим явлением в широкой
печати не обсуждались.
Миграция хладагента внутри выключенного кондиционера
В условиях нормальной эксплуатации кондиционера часть жидкого
хладагента находится в испарителе внутреннего блока, часть в наружном блоке.
Количество заправляемого хладагента строго лимитировано, с точностью до
граммов, особенно если в кондиционере используется капиллярная трубка. При
остановке компрессора в летнее время перерас-пределение хладагента в системе
незначительно: конденсатор остается с расчетным количеством жидкого хладагента.
В зимнее время ситуация меняется: с остановкой компрессора
хлад-агент продолжает кипеть в испарителе, а пары конденсируются в трубках, в
аппаратах и в картере компрессора – везде, где температура ниже температуры
испарителя. Трудно предсказать, где соберется основная часть хладагента – это
зависит от погодных условий, места расположения и компоновки наружного блока,
от многих факторов.
Если даже компрессор включился в работу, то выход кондиционера на
приемлемый режим может быть затруднен нестандартным распределением хладагента в
системе.
Новые технологии
Все упомянутые способы регулирования давления конденсации не
являются гарантией обеспечения работоспособности кондиционера в режиме
охлаждения при низких температурах наружного воздуха. К тому же, на современных
интеллектуальных системах и на всех мультисистемах применить эти способы в
процессе монтажа и экс-плуатации не представляется возможным.
Принципиально иной подход к проблеме [13, 14] позволил разработать
универсальную технологию, пригодную для любой модели
компрессорно-конденсаторного агрегата с воздушным охлаждением при любой
температуре наружного воздуха, до –50 °С. Более того, эта технология позволяет
эксплуатировать систему кондиционирования воздуха при оптимальном давлении
конденсации.
Технология основана на использовании тепла конденсации для
поддержания оптимальной температуры наружного воздуха, разумеется, в ближайшем
окружении наружного блока. Согласно патенту, при температуре наружного воздуха
ниже 5 °С регулируют температуру охлаждения конденсатора, при этом выходящий из
конденсатора отработанный воздух частично или полностью перепускают на вход в
конденсатор и смешивают с наружным воздухом.
Для реализации способа наружный блок помещается в контейнер
специальной конструкции, которая позволяет обеспечить эффективное охлаждение
конденсатора летом и термостатирование среды внутри контейнера зимой. Никакого
вмешательства в конструкцию кондиционера не требуется – этим и объясняется
универсальность технологии. Особенно она эффективна на крупных кондиционерах,
холодопроизводительность которых превышает 10 кВт.
Контейнер оснащен жалюзи с электроприводом, которые управляются
термостатом с датчиком, размещенным внутри контейнера. При положительных
температурах наружного воздуха жалюзи полностью открыты, условия охлаждения
конденсатора соответствуют нормативным. При снижении температуры воздуха на
выходе из конденсатора ниже установ-ленного значения электропривод прикрывает
жалюзи, заставляя часть горячего воздуха, выходящего из конденсатора, поступать
на вход в конденсатор и смешиваться с наружным воздухом. При отключении
кондиционера жалюзи закрываются, а температура внутри контейнера поддерживается
не ниже 0 °С с помощью электронагревателя.
Примером удачного использования данной технологии можно назвать
систему кондиционирования воздуха серверных в административном высотном здании
СИТИ 2000 в Москве с применением VRVIII RXQ10P7W1B. Наружный блок
размещен на расстоянии 120 м от кондиционируемых помещений, на набережной реки.
Для эксплуатационных наблюдений были применены регистраторы температуры,
которые фиксировали температуры внутри и снаружи контейнера каждые 5 мин в
течение пяти месяцев.
На протяжении всего периода наблюдений температура воздуха внутри
контейнера поддерживалась стабильно в пределах 20–25 °С.
На рис. 4 показана динамика температурного режима внутри контейнера
при выключенной на один час системе кондиционирования: при отрицательной
температуре наружного воздуха (–5 °С) температура снижалась в течение 40 мин до
4,5 °С, после чего автоматически включился воздухонагреватель, и температура
вскоре стабилизировалась на прежнем уровне.
В зависимости от конкретных условий технология может применяться в
различных исполнениях, учитывающих местные климатические условия, место
размещения и конструкцию наружных блоков, их количество и размеры, способ
регулирования («on/off» или пропорциональное регулирование).
Рекомендации по применению данной технологии, сведения о системе
управления, технико-экономические характеристики, опыт применения входят в
программу мастер-класса по данной теме.
Литература
1. Богданов С. Н., Иванов О. П., Куприянова А. В. Холодильная
техника. Свойства веществ: Справочник. – Изд. 2-е. – Л. : Машиностроение, 1976.
2. DAIKIN, technical data, EEDE06-1/3.
3. Мультизональная система кондиционирования зданий Airstage V cерии. Материалы FUJITSU GENERAL Ltd.
4. Технические материалы ДАИЧИ. Низкотемпературный комплект «Иней»
(–30) и «Айсберг» (–40).
5. Корх Л. Н. Зима. Кондиционер. Проблемы и решения // Мир климата. – №
9.
6. Ананьев В. Адаптация кондиционеров DELONGHI к низким
температурам наружного воздуха. http://www.euro-climat.ru/ 09.06.2003.
7. Литвинчук Г. Г. Работа современной сплит-системы в условиях
низких температур // AВОК. – 1998. – № 4. http://www.norris.ru/nrsp/page401ptS.html.
8. Danfoss A/S (RC-CMS/MWA), 03 – 2005. KV– pressure regulators.
www.danfoss.com.
9. Шишов В. В. Регулирование давления конденсации в холодильных
машинах // Холодильная техника. – 2005. – № 4.
10. Регулятор высокого давления HP HeadMaster (http://www.alcocontrols.com). Перевод
технического департамента фирмы МОРЕНА. 1999: http://www.morena.com.ru/NEWS/hpmaster.shtml.
11. Шишов В. В., Ревков А. В. К вопросу об «адаптации»
кондиционеров к условиям российского климата // Холодильная техника. – 1998. –
№ 6.
12. Бадылькес И. С. Свойства холодильных агентов. ПП. – М., 1974.
13. Харитонов Б. П. Способ работы кондиционера и кондиционер.
Патент RU 2185574, приоритет от 09.07.2001.
14. VRV, работаем при низких температурах // Мир климата. – № 25.
|